Перевозка товаров в первом полугодии 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года подорожала на 20-80% в зависимости от вида транспорта, рассказали "Российской газете" участники рынка. Вслед за этим уже дорожают продукты питания, на очереди канцтовары, одежда, обувь, стройматериалы, электроника, говорят эксперты.
Повышение тарифов на перевозку в конечной стоимости товаров для потребителей отразится не сразу. С момента заказа до прибытия груза проходит от одного до трех месяцев в зависимости от направления. Если же компании-поставщики работают с получателями грузов, например с торговыми сетями, по долгосрочным контрактам, то не могут сразу повысить стоимость товаров. К тому же сами магазины стремятся реализовать продукцию как можно быстрее, потому не станут повышать цены, пока не распродадут старые запасы.
Но во втором полугодии рост тарифов на перевозку неизбежно докатится и до полок в магазинах, указывают эксперты.
Чем дешевле товар, тем заметнее будет повышение его стоимости. Например, в стоимости канцтоваров доля перевозки составляет 80%, цены могут вырасти от 20 до 60%. Больше всего дорожают товары повседневного спроса, например, одежда, обувь, продукты питания и средства гигиены.
В минтрансе предусматривают развитие международных транспортных коридоров, снятие ограничений на сети автодорог, внутренних водных путях и увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. Эти планы прописаны в транспортной стратегии России на период до 2035 года. Но на рост тарифов влияют международные факторы.
После кризиса, вызванного пандемией коронавируса, Китай вновь запустил производство, тогда как в США и Европе продолжались локдауны. В результате в КНР возник дефицит контейнеров, ставки на фрахт выросли. Подогрел этот процесс инцидент в Суэцком канале, когда суда не могли пройти его неделю из-за блокировки. В итоге на международных морских и железнодорожных перевозках по некоторым направлениям ставки выросли пятикратно.
Многие компании стали переключаться на авиа- и автоперевозки, что привело к повышению тарифов и по этим видам транспорта. Из-за отсутствия регулярного пассажирского сообщения тарифы на перевозку по воздуху в 2020 году выросли на 30-50% по некоторым направлениям и сейчас держатся на прежнем уровне. В среднем стоимость перевозки автотранспортом выросла от 12,5% до 47%, морем - на 85%, а по железной дороге - на 80%. Цены на международную перевозку автотранспортом также растут из-за дефицита разрешений на трансграничные перевозки. Сейчас доставка тонны груза авиатранспортом обходится в 6,5 тысячи долларов, морем - в 800 долларов, автотранспортом - в 750 евро, а по железной дороге - в 715 долларов. За международными ценами подтянулись и внутренние тарифы. Цена перевозок по России за I полугодие 2021 года выросла на 15%, а на определенных маршрутах - на 25% из-за повышенного спроса и увеличения объема отправок в сегменте e-commerce.
Представители рынка прогнозируют дальнейший рост тарифов. Сложная ситуация в сфере морских перевозок сохранится как минимум до китайского Нового 2022 года (1 февраля). Компании ожидают продолжения стремительного роста тарифов на морские, автомобильные и воздушные перевозки. Менее подвержены такому риску железнодорожные перевозки благодаря госрегулированию, считают эксперты.