По результатам 11 месяцев объем перевалки грузов морского порта Калининград впервые за 3 года показал рост и составил более 9,6 млн тонн, что на 0,5 % превысило аналогичный показатель 2020 года.
Переломить нисходящую тенденцию по показателям перевалки грузов удалось, прежде всего, за счет значительного роста переработки транзитных грузов в морском порту в текущем году. Количество обработанных транзитных контейнеров в морском порту Калининград по результатам 11 месяцев этого года увеличилось более чем в 5,5 раз по сравнению аналогичным периодом прошлого года.
Увеличение показателей перевалки транзитных грузов в морском порту Калининград почти 4-кратное, с 155,4 до 751,8 тыс. тонн. Рост объемов обусловлен набирающим обороты транзитом контейнерных грузов через морской порт Калининград в рамках проекта «Новый шелковый путь» из Китая в страны Западной Европы.
Необходимо отметить, что железнодорожный паромный комплекс ФГУП «Росморпорт» активно задействован в обработке транзитных контейнерных грузов. Треть всех транзитных контейнеров, перегруженных в морском порту Калининград по итогам 11 месяцев 2021 года – почти 45,8 тыс. TEU, обработаны именно на ЖДПК, что подчеркивает его ключевую роль в транзите контейнеров. Все контейнерные поезда, прибывающие в Балтийский грузовой район морского порта, обрабатываются на железнодорожных путях необщего пользования ФГУП «Росморпорт», расположенных на территории ЖДПК. С них осуществляется перегрузка контейнеров на контейнеровозы, а также на них осуществляется отстой вагонов в ожидании прибывающих по морю контейнеров.
ФГУП «Росморпорт» совместно со стивидорными компаниями морского порта Калининград, транспортными компаниями (в том числе, с ОАО «РЖД»), а также оператором немецкого морского порта Мукран проводит последовательную работу, направленную на увеличение транзитного потока контейнерных грузов через морской порт Калининград.
В частности, Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» прорабатывается вопрос возобновления паромной линии Балтийск – Засниц с использованием нового парома «Маршал Рокоссовский» (проект CNF19М) для перевозки транзитных контейнерных поездов в рамках проекта «Новый шелковый путь». За счет использования парома сократится время обработки грузов, а, следовательно, и общая стоимость перевозки, так как исключится необходимость дополнительной перегрузки контейнеров с вагонов на судно (и обратно) в морском порту Калининград.
Помимо увеличения перегрузки транзитных грузов положительную динамику демонстрируют объемы перевалки каботажных грузов, доставленных/отправленных посредством паромной линии Усть-Луга – Балтийск, которая продолжает оставаться одним из важнейших способов доставки грузов из основной части России в Калининградскую область. За 11 месяцев 2021 года общий объем перевалки грузов паромной линии увеличился с 956 тыс. тонн до более чем 1 млн тонн (+8,83 %). За счет ввода двух новых паромов проекта CNF19М («Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский») ФГУП «Росморпорт» в среднесрочной перспективе ожидает дополнительное увеличение объемов перевозок грузов на данной паромной линии.
Последующий перспективный рост объемов перевалки грузов через морской порт Калининград связан, прежде всего, с планами крупных транспортных компаний и грузоотправителей по дальнейшему увеличению грузоперевозок контейнеров по линии Китай-Европа-Китай, а также с привлечением в Калининградскую область новых грузопотоков, в том числе с использованием недавно открытого в г. Черняховске Калининградской области терминально-логистического центра «Восток-Запад».