1 января 2020 года вступает в силу новая редакция правил Инкотермс. Изменения коснутся поставки грузов на условиях EXW (EX Works) и FAS (Free Alongside Ship) – они будут отменены.
По условию EXW, продавец не отвечает ни за погрузку товара на транспортное средство, предоставленное покупателем, ни за уплату таможенных платежей, ни за таможенное оформление. Покупатель несет все риски и все расходы по перемещению товара с территории продавца до указанного места назначения сам.
Отказ от EXW вносит существенные изменения в коммерческую практику, данное условие поставки часто применяется при небольших объемах экспорта или если речь идет о поставках в зону Евразийского экономического союза, где действуют специфические таможенные регламенты.
Когда таможня дает добро
Еще одно изменение: вместо условия поставки FCA (Free Carrier) предусмотрено его разделение на две части: для наземного и водного видов транспорта. FCA – это условие поставки, при котором за всю перевозку отвечает покупатель.
Продавец полностью выполняет свои обязательства, как только было выполнено таможенное оформление экспорта, если товар был доставлен следующему перевозчику, который указан покупателем, или к указанному в договоре месту.
Сложность ситуации заключалась в том, что коносамент с отметками может быть еще не получен. Возникает двусмысленность в моменте оплаты. Новые правила содержат рекомендации по работе с банковскими аккредитивами.
Изменения в Инкотермс позволяют эффективнее собрать логистические звенья в одну цепочку. Раньше стыковки были размыты, что негативно влияло на условия страхования грузов.
Мультимодальность – особое обстоятельство
Условия поставки FOB (Free On Board) и CIF (Cost Insurance Freight) с 2020 года планируют вновь использовать для контейнерных перевозок, как это уже было в предыдущей версии от 2000 года. Это важный момент для российских экспортеров, поскольку практически весь экспорт из России осуществляется на условиях FOB. Это означает, что продавец передает свой груз на борт зафрахтованного покупателем судна. И с этого момента все расходы несет уже покупатель.
Следует отметить, что Инкотермс по-прежнему не проясняет ключевых моментов, связанных с экспедированием мультимодальных перевозок. Тут как и раньше, участникам рынка придется опираться на национальное законодательство. Оно будет в данном случае преобладать над международным правом.
Источник: www.rzd-partner.ru