Удобный онлайн-заказ транспортных услуг сегодня охватывает не только сферу пассажирских перевозок. Возможности современной логистики позволяют оценить преимущества ведения бизнеса и многоуровневой клиентской поддержки в цифровом формате практически всем участникам рынка грузовых перевозок.
Введение ограничительных мер из-за пандемии коронавируса внесло свои коррективы в сложившиеся транспортные цепочки. По оценкам аналитиков InfraOne, только в апреле-мае 2020 года упущенные доходы транспортных компаний достигли 519 миллиардов рублей. Больше других пострадал авиасегмент, вынужденный остановить практически все логистические операции.
Снижение грузооборота негативно сказалось и на вакантности складских площадей, на объемах работы стивидорных и автотранспортных компаний, а также операторов железнодорожного подвижного состава. По прогнозам экспертов, среди главных трендов посткризисной реальности на рынке грузоперевозок - усиление борьбы за клиента и демпинг. Кризис COVID-19 послужил тем "идеальным штормом", который спровоцирует уход мелких и слабых игроков, а крупные будут заинтересованы открывшимися возможностями нарастить парк и собственную долю рынка. Наряду с этим пандемия обозначила и новые перспективы развития отрасли, сместив акценты на все большую востребованность цифровых технологий и бесконтактную доставку товаров и грузов.
Значительное число логистических компаний в период пандемии COVID-19 рассматривает цифровизацию бизнеса как способ нивелирования возникающих рисков. Например, используют IT-платформы при обмене тарифами и ставками, внедряют автоматические системы управления перевозками и контроля их качества. По оценкам ИПЕМ, в мире идет существенный рост применения технологий автоматического управления на транспорте. Первые успешно реализованные проекты создадут "инфраструктурный ландшафт" для всех последующих, а их инициаторы смогут эти технологии экспортировать. Сегодня автоматическое управление перевозочным процессом становится одним из основных трендов развития рельсового транспорта. При этом цифровые сервисы, например, на базе действующей электронной торговой площадки "Грузовые перевозки", позволяют целенаправленно реагировать на вызовы складывающейся конъюнктуры транспортного рынка и адаптироваться к потребностям пользователей услуг железнодорожного транспорта.
На автотранспорте одной из главных новаций этого года стал эксперимент Минтранса России по внедрению электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ). С 1 по 30 октября ряд крупнейших российских грузоперевозчиков и операторов электронного документооборота принимают участие в этом "пилоте". Как пояснил замминистра транспорта Алексей Семенов, существующий механизм оформления транспортной накладной и путевого листа "на бумаге" требует от всех участников рынка существенных временных и финансовых затрат. Перевод в "цифру" обеспечит качественно новый уровень документооборота, что для бизнеса означает сокращение затрат, а для государства - прозрачность контроля.
В дальнейшем после полной реализации проекта данные внесенных в реестр транспортных средств будут автоматически считываться камерами фото- и видеофиксации, которые установлены на дорогах, и передаваться в систему. Остановке для проверки документов будут подлежать только те машины, данные которых в системе отсутствуют.
Сегодня в цифровой трансформации сферы логистики уже участвует множество игроков. Это и государство с рядом утвержденных программ развития транспортных систем страны, и традиционный отраслевой бизнес, включая средние и малые компании со своим видением стратегии и тактики работы на рынке.
Цифровизация транспортно-логистической деятельности позволит повысить безопасность работы, сократит издержки сторон, ускорит и упростит прохождение контрольно-надзорных процедур.
Источник: rg.ru