Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила изменить формулу расчета индексации тарифов РЖД в части показателя средней инфляции.
Почему РЖД добиваются пересмотра тарифов
Грузовые перевозки и предоставление доступа к инфраструктуре в первом полугодии этого года принесли РЖД около 65% выручки — 813,6 млрд руб. при выручке 1,24 трлн руб. Грузовые тарифы РЖД регулируются распоряжением 2991-р, согласно которому они в 2019–2025 годах рассчитываются по следующему принципу: потребительская инфляция (два года до периода, два года после) минус 0,1 процентного пункта. Но Белозеров регулярно поднимал вопрос о повышении грузовых тарифов, ссылаясь на дефицит инвестпрограммы монополии (по данным «Коммерсанта», составит 270 млрд руб. в 2022 году). Для компенсации дефицита монополии в 2022 году власти рассматривали различные варианты, в том числе вхождение ВЭБ.РФ в капитал РЖД в 2022 году на 82 млрд руб., выделение Минфином РЖД 140 млрд руб. в 2025–2026 годах, а также повышение тарифов на перевозку контейнеров и антрацита.
На фоне роста цен на материалы, прежде всего на металл, РЖД вернулись к обсуждению повышения грузовых тарифов, хотя ФАС всегда выступала против, ссылаясь на предсказуемость и долгосрочность действующих. Последнее предложение монополии — изменение в тарифной формуле потребительской инфляции на промышленную, поскольку та, по ее мнению, в большей степени отражает структуру затрат РЖД.
Глава РЖД Олег Белозеров предложил поменять в тарифной формуле индекс потребительской инфляции (ИПЦ) на комплексный параметр, более точно отражающий структуру изменения цен на потребляемые монополией материалы и услуги — так называемый «индекс ценового давления» (ИЦД). Такая корректировка формулы позволила бы РЖД увеличить грузовой тариф в 2022 году на 2,1 п.п. и получить 30–40 млрд руб.
В этом обращении Белозеров ссылается на то, что инвестпрограмма РЖД — третья по величине после инвестпрограммы «Газпрома» и «Роснефти» (ее объем в 2017–2021 годах составил 3,2 трлн руб., из которых 0,38 трлн руб. составляют средства бюджета и ФНБ), но, в отличие от этих компаний-экспортеров у монополии отсутствует возможность получения дополнительной прибыли за счет благоприятной конъюнктуры мировых рынков или курсов валют, поскольку услуги оказываются в рублях по регулируемому тарифу, в котором не учитывается рост цен в промышленности. В 2017–2021 годах, по словам главы РЖД, индексация тарифов на перевозки грузов составила 24%, а индекс цен производителей промышленной продукции вырос на 44%: цены на черные металлы увеличились на 66%, на нефтепродукты — на 86%.